Патрик Зюскинд «Парфюмер»

001 (1)Интрига сюжета закручивается уже с самого начала повествования. Автор обещает поведать историю о гениальном и в то же время отвратительном человеке. И с первых же строк акцентирует внимание на «летучем царстве запахов», в котором и проявилась вся гениальность и отвратительность главного героя.

Действие романа происходит в Париже ХVIII века, где появляется на свет необычный мальчик — Жан-Батист Гренуй. Мать бросила его сразу после рождения, поэтому ребенка отдают в приют. Гренуй имеет странную особенность – он ничем не пахнет, в отличие от других людей. Жан-Батист находится как бы вне человеческого мира. Гренуй растет в нищете и одиночестве, помыкаемый и унижаемый всеми. Он обнаруживает в себе особый дар – уникальное чувство обоняния.

Однажды главный герой встречает девушку, запах которой пленил его, случайно Жан-Батист убивает ее, и этот столь прекрасный запах улетучивается. С этого момента Гренуй решает во что бы то ни стало научиться сохранять запах. Он попадает в учение к знаменитому парфюмеру, терпящему не лучшие времена. В обмен на его милость Гренуй создавал удивительные духи, сводившие с ума своим запахом тогдашних модников.

Познав все тонкости парфюмерного дела, главный герой задается целью — создать совершенные духи. Для этого он стал убивать молодых красивых девушек. В результате, Жан-Батист добивается цели — создает духи с божественным ароматом. Когда жестокого убийцу привели на казнь, он побрызгался этими духами, дающими любовь всякого, кто их учует. Это был его триумф, его победа, он впервые в жизни испытал любовь окружающих. Однако, личная драма одинокого человека, превратившая его в настоящее чудовище, не закончилась. Одиночество не исчезло, Гренуй понимает это, никто не оценит глубины его гениальности. Конец жизни героя ужасен — его, обрызганного божественными духами, в исступлении разрывает толпа нищих на кладбище.

У меня на протяжении всего романа Гренуй вызывал лишь одно чувство – жалость. «Парфюмер» — философская книга, с примесью психологии, утверждающая истину, что цель не всегда оправдывает средства. На протяжении всего романа будто находишься под гипнозом, будучи не в силах оторваться от чтения до последней страницы. Есть книги, после прочтения которых можно спокойно лечь и заснуть, но «Парфюмер» не из их числа, его можно анализировать постоянно.

Произведение интересно оригинальностью своего героя и необычностью сюжета, в который этот герой помещен. Гренуй вообще не вполне человек: для существа, с младенчества обладающего таким ярким и потрясающим обонянием, есть лишь один мир – мир запахов. А реальный мир, в котором живут все остальные, для него вторичен, поэтому все человеческие ценности ему чужды и непонятны, его мозг работает не так, как у других и мораль у главного героя своя, другая. Отсутствие у Гренуя человеческого запаха сопровождается полным отсутствием нравственных ценностей. У главного героя нет основного — души, чувства сострадания. Гренуй из коллекционера запахов превращается в их добытчика, его целью становится присвоение чужих ароматов, он делает это, чтобы ощутить себя всеми любимым, отчасти поэтому и убивает. И его смерть становится неким высшим воплощением этого искаженного, единственно доступного для него представления о любви.

Екатерина Ивлева, пиар-менеджер компании «Алтайский букет»